Бомбы против бетона Авдеевки: Стратегическая наступательная операция на фронтах СВОhttps://dzen.ru/a/ZSkb0F8TwTi1WXal?referrer_clid=1400&
В последние дни внимание русского общества приковано к продвижению наших войск под Авдеевкой.
В тени этой операции остались многочисленные контрудары, которые наши войска нанесли ещё на четырёх направлениях тысячекилометрового фронта и которые могут являться частью большого необъявленного наступления русской армии.
Влад ШЛЕПЧЕНКО
Русская армия добилась заметных успехов в районе Авдеевки – небольшого городка, лежащего всего в пяти километрах от северо-западных окраин Донецка. Ударом с севера штурмовые подразделения взяли стратегически важную высоту – террикон, расположенный к юго-западу от Красногоровки. С его вершины открывается обзор на многокилометровую окружающую территорию, поэтому овладение терриконом позволит расширять зону контроля и страховать наступающие подразделения от фланговых ударов со стороны авдеевского гарнизона.
На этом же направлении нашим бойцам удалось перейти через железнодорожную насыпь и, пройдя около двух километров по простреливаемым полям, зацепиться за северо-восточные окраины посёлка Бердычи.
Южная клешня нашего наступления продвигается в сторону сёл Северное и Тоненькое Ясиноватского района Донецкой области. В целом замысел нашего командования достаточно прозрачен: в фокусе нашего наступления находится населённый пункт Орловка. Взяв его, наша армия запрёт авдеевский гарнизон ВСУ в смертельной ловушке.
Бомбы против бетона
Авдеевка осталась под украинским контролем по итогам первых Минских соглашений, и с 2015 года украинская армия стала превращать город в один сплошной укрепрайон. Местное население частично убежало само, а частично было выгнано. В многоэтажных домах оборудовали наблюдательные посты, в бетонных подвалах – склады и жилые блиндажи. За восемь лет украинцы буквально залили город в бетон.
При организации обороны широко применялись видеокамеры и дистанционно управляемые противотанковые комплексы "Стугна-П", что позволяло вэсэушникам работать по нашей бронетехнике из укрытий, минимально подставляясь под наш огонь. Именно поэтому Авдеевку так и не удалось до сих пор взять, несмотря на неоднократно предпринимаемые попытки, в том числе и с привлечением больших сил донецкой пехоты и танков.
Почему же сейчас ситуация изменилась?
Во-первых, наши войска отказались от лобового штурма города-крепости. Наступление ведётся на флангах, где нет такой обширной городской застройки и обнаруживать вражеские блиндажи и огневые позиции намного проще.
Во-вторых, наша армия беспрецедентно массированно применяет тяжёлые и сверхтяжёлые боеприпасы. Дорогу штурмовым группам проложили десятки полуторатонных авиабомб (ФАБ-1500), посаженных на универсальные модули планирования и коррекции (УМПК). Прилёт одной такой бомбы вычищает ротный опорный пункт противника (ФАБ оставляет воронку в грунте 6 метров глубиной и 25 метров в диаметре) или уничтожает высокозащищённый бункер, который невозможно пробить другими типами боеприпасов.
Кроме того, на позиции врага обрушились буквально эшелоны крупнокалиберных снарядов. Канонада не смолкает сутками. С учётом того, что северокорейский экспресс заработал буквально неделю назад, очевидно, что это отечественные снаряды, которые армия смогла скопить за последние месяцы.
Мешок для ВСУ
Сочетание этих двух факторов привело к тому, что ситуация начала меняться. В среду, 11 октября, глава ДНР Денис Пушилин заявил о начале формирования оперативного окружения Авдеевки:
Продвижение есть с двух сторон, происходит образование своеобразного мешка. Уничтожено большое количество опорных пунктов противника, уничтожены склады, находящиеся как в самом населённом пункте, так и на Авдеевском коксохимическом заводе.
В свою очередь, глава запорожского общественного движения "Мы вместе с Россией" Владимир Рогов в разговоре с Царьградом подтвердил эту оценку.
Мы видим, что происходят активные действия наступательного характера со стороны наших ребят. И даже поступает информация об оперативном окружении Авдеевки и взятии её в котёл. Это практически близкий к реализации … сценарий. Авдеевка, напомню, тот населённый пункт, откуда наиболее интенсивно и продолжительно на протяжении уже девяти лет осуществляются обстрелы Донецка,
– рассказал Рогов.
Он также обратил внимание на метания и противоречия украинской стороны, где одни источники кричат об отчаянном положении, а говорящие головы в Киеве делают вид, что ничего не происходит.
Авдеевка – лишь вершина айсберга
Успешное продвижение наших частей под Авдеевкой заслонило в информационном пространстве множество других участков фронта, где наша армия – скажем аккуратно – тоже активизировалась и улучшает позиции.
Запорожский участок фронта. Пока ВСУ продолжают вяло биться лбом о стену нашей обороны у Вербового и к северу от Новопрокоповки, наши подразделения провели успешную контратаку в районе Жеребянок и смогли выбить противника из нескольких тактически важных посадок.
Летом украинцы пытались пройти этим путём в направлении Васильевки и тем самым обойти мощный узел обороны у Работина, стоивший им множества "Леопардов" и "Брэдли" и прозванный в СМИ "Ореховской мясорубкой".
Восточнее, на месте бывшего Времьевского выступа, который украинцам удалось срезать за четыре месяца мясных штурмов, наши подразделения провели контрудар под Приютным. У посёлка Новодонецкого несколько суток идёт встречный бой.
На северном фасе фронта разворачиваются ещё более масштабные события. Под Купянском активизировались 6-я общевойсковая и 1-я танковая армии группировки "Запад". Наступление ведётся на 20-километровом участке, от Синьковки на севере до Кисловки на юге. Вражеская оборона предварительно размягчается ФАБами и плотным артогнём.
Сообщается, что у Синьковки наши войска, атакуя вдоль железной дороги, смогли выбить противника из трёх опорных пунктов и вклиниться на километр в глубину. Удар в направлении Кисловки и Ивановки позволил продвинуться ещё на полтора километра.
Более того, на этом же участке фронта, но 50 километрами южнее, наши войска возобновили наступление на Макеевку и Сватово. Там также имеются тактические успехи.
Под Бахмутом в последние дни фактически идёт встречное сражение. Бои по-прежнему ведутся за населённые пункты Клещеевка и Андреевка, но наши подразделения не сидят в обороне, а проводят многочисленные контратаки.
Сдержанные выводы
Фактически наша армия в настоящее время ведёт локальные наступления в пяти местах по всей линии тысячекилометрового фронта. Обобщая эти данные, ряд Telegram-каналов заявили, что Россия начала стратегическую наступательную операцию.
Мы не будем торопиться с такими оценками. Являются ли эти наступательные действия стратегическими, покажет только глубина вклинений и разгром крупных группировок противника. Пока до этого далеко. Примечательно, что вся информация об ударах и атаках наших подразделений находится в открытом доступе и в значительной степени исходит от Минобороны, но никаких громких заявлений по поводу наступления военное ведомство пока не делало. Что похвально: не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
Если не замахиваться на стратегические перспективы, то каким может быть смысл этих операций?
Во-первых, ликвидировать главный гнойник Донбасса – украинский узел обороны в Авдеевке. Именно оттуда украинские военные уже девять лет бьют по Донецку, практически в ежедневном режиме убивая мирных людей и разрушая город.
В более широком плане идея может состоять в том, чтобы выбить украинцев с обжитых позиций до начала распутицы. Заставить их обустраиваться на новых рубежах в максимально неблагоприятных обстоятельствах и тем самым облегчить себе начало зимних наступлений, которые станут возможны после того, как морозы скуют осеннюю грязь.
Кроме того, удары, наносимые с разных направлений, заставляют украинское командование раздёргивать резервы на затыкание дыр и подпирание попятившихся частей, а это, в свою очередь, лишает ВСУ инициативы на ближайшие месяцы.
Ранее "Первый русский" отмечал, что русская армия, пусть и со скрипом и не без проблем, но смогла перестроиться и приспособиться к реалиям войны, постепенно обзавелась инструментами, необходимыми для взлома вражеской обороны. И сейчас мы наблюдаем первую большую попытку конвертировать эти усилия в тактические и, может быть, оперативные дивиденды.
Держим кулаки, в эйфорию не впадаем. Война большая, но Победа обязательно будет за нами.